Поминальные обряды Поминки

Поминки — это особые обряды, проводимые после похорон, главным из них является коллективная трапеза из определённых блюд, смена которых сопровождается молитвами. Главной целью является поминовение (память об усопшем), поэтому бытовые разговоры, споры о политике, смех и весёлые застольные песни в этот момент находятся под запретом.

Поминальные обряды различаются не только у представителей разных народов, они меняются в зависимости от местности проживания. У иудеев после похорон принято подавать близким «трапезу сочувствия» из варёного яйца и чечевичной каши с хлебом. Лишь через год после смерти проводится памятная трапеза с родственниками и друзьями, на которой подают, в том числе и праздничные блюда. Основным событием становится чтение поминальной молитвы.

Мусульмане тоже не проводят масштабных поминальных обедов, потому что угощения возможны только в дни радости, а не скорби. Первые три дня в доме умершего питаться запрещено, ведь нужно думать о душе, а не о бытовых хлопотах. Оказание ритуальных услуг должно быть очень быстрым, ведь мусульмане за крайне редким исключением хоронят покойника в день смерти. На третий, седьмой, сороковой, пятьдесят второй дни после предания тела земле читают молитвы в память об усопшем, это и считается основным поминовением души. Можно (но не обязательно) подавать милостыню.

Лишь некоторые народы, исповедующие ислам (например, татары) имеют строго регламентированную поминальную трапезу. Перед поминками читаются молитвы, потом подаётся чай со сладостями и плов. Мужчины и женщины едят в разных помещениях, в молчании. Небольшие чаепития устраиваются по четвергам до сорокового дня с момента смерти и символизируют сладкую загробную жизнь усопшего.

Особенно обширна поминальная традиция у православных христиан. Первый поминальный обед устраивают сразу после похорон (на третий день после смерти), затем — на девятый, сороковой дни и годовщину. Отдельно усопший поминался в день рождения и именины, но не везде эта традиция сохранилась. Всем умершим родственникам посвящается несколько дней в году, когда совершаются панихиды, готовятся традиционные для поминок блюда, а затем посещаются могилы: в церковном календаре это пять «родительских суббот».

После того, как усопшего увозят из дома, тем, кто не участвует в процессии (это могут быть знакомые или соседи) нужно провести тщательную уборку жилища, желательно сделать это быстро, до того, как гроб опустят в землю. Затем все, кто участвовал в похоронах, приглашаются на особый траурный приём пищи — поминки. Вначале перед иконой с горящей лампадой читают Псалтирь, а непосредственно перед трапезой — Отче наш. Каждую смену блюд сопровождает краткая молитва: «Упокой, Господи, душу раба твоего…»

Поминальный стол у православных состоит из нескольких блюд, имеющих символические значения: кутья — рисовая каша с изюмом, приправленная мёдом — Воскресение и сладкая райская жизнь, блины — образ Солнца, «умирающего и воскресающего», кисель — «дорога покойного» (в русских народных сказках на том свете текли «молочные реки, кисельные берега»).

Первый блин традиционно кладется на тарелку покойному. Для него отдельно сервируется прибор, стакан с водой и куском хлеба на нём, и часть блюд обязательно подаётся и ему.

Присутствующие мужчины должны снимать головной убор, а женщины сидят за столом в платках. Обычно блины или пироги подаются с собой, чтобы усопшего можно было помянуть и дома, например, тем, кто не смог присутствовать на поминках лично. Благодарить за трапезу запрещено, вместо этого нужно прочитать молитву и выразить родным усопшего соболезнования.

Традиционно тем, кто помогал нести гроб, опускал его в могилу (церковь настаивает на том, что это должны делать кровные родственники, а в народе придерживаются противоположной точки зрения), дарят небольшие подарки — носовой платок или полотенце.

На девятый день служится панихида, а близкие родственники узким кругом собираются за поминальным столом. В сороковой день приходят все желающие, в этот день в церкви подаётся записка «Об упокоении». Церковь призывает поминать усопшего в те дни, когда он предстаёт после путешествия по загробному миру, по раю и аду, на суд Божий. Особое значение придаётся поминкам на сороковой день, потому что в это время должна решаться судьба усопшего, будет определено, где он будет пребывать в ожидании Страшного суда.

Православная церковь рассматривает смерть как рождение человека в новой жизни, переход к вечности, поэтому проводы должны быть достойными и благочестивыми. В последнее время стало принято устраивать чересчур пышные поминки, как бы пытаясь загладить вину перед умершим, или доказать свою чрезмерную любовь к нему, или поразить щедростью родных и близких, но любые религии учат тому, что поминание души усопшего в первую очередь должно состоять из усердных молитв. Но и закрываться в своём горе, заниматься только чтением церковных книг, тоже не стоит: трагедию нужно пережить вместе с близкими людьми, этап проведения поминок помогает ещё раз вспомнить добрым словом усопшего, коллективно помолиться об упокоении его души.

Добавить комментарий

Это демо-магазин для тестирования — заказы не исполняются. Пропустить